На главную
 
История Ленд-лиза и ветераны северных конвоев
 
В. Н. ПЛЕШКОВ

ЗАКОН О ЛЕНД-ЛИЗЕ И СЕВЕРНЫЕ КОНВОИ

Северные конвои доставляли в Советский Союз вооружение, военные материалы, продовольствие и другие грузы, полученные на основе ленд-лиза. В этой связи представляется интересным проследить возникновение идеи ленд-лиза, принятие конгрессом США соответствующего закона и распространение его действия на СССР.
Начавшаяся 1 сентября 1939 г. вторая мировая война не оставила США безучастными. 5 сентября была опубликована прокламация, вводившая в действие закон о нейтралитете 1937 г., одно из положений которого предусматривало эмбарго на вывоз вооружения в воюющие страны.
Одновременно администрация Ф. Д. Рузвельта предприняла, несмотря на противодействие изоляционистов, попытку изменить законодательство о нейтралитете.
Выступая на открывшейся 21 сентября внеочередной сессии конгресса, Рузвельт говорил о пагубных последствиях этого законодательства для США, о необходимости отмены эмбарго2. После довольно ожесточенных дебатов конгресс 3 ноября высказался за отмену эмбарго./На следующий день президент подписал видоизмененный закон о нейтралитете. Страны, противостоявшие гитлеровской Германии, получили возможность закупать в США вооружение и военные материалы на условиях "cash and carry", то есть предварительной оплаты наличными и вывоза на собственных судах3.
Поставки из США вооружения странам, подвергшимся гитлеровской агрессии, резко возросли после Дюнкерка и капитуляции Франции. Подобный поворот в ходе войны совпал с очередной избирательной кампанией в США, в ходе которой Рузвельт, вопреки давней традиции, был в третий раз подряд выдвинут на пост президента. Победа Рузвельта на выборах 1940 г. дала ему возможность действовать более свободно. Англо-американские связи продолжали расширяться, но уже в 1940 г. Англия оказалась перед лицом острой нехватки валютных и золотых резервов для дальнейших закупок в США вооружения, военных материалов и продовольствия. В своих воспоминаниях британский премьер Уинстон С. Черчилль писал, что с мая 1940 г. англичане стали заказывать в США все, в чем они нуждались, "предоставив дальнейшее решение финансовых проблем
всемогущим богам" . В декабре 1940 г., оказавшись в критическом финансовом положении, Англия была вынуждена прекратить заключение новых контрактов в США.
Эта проблема обсуждалась и правительством США. Предоставление Англии кредитов было блокировано законом Джонсона 1934 г., запрещавшим кредитование стран, не погасивших прежних долгов. Вспоминая о дискуссиях, проходивших в то время в Вашингтоне, госсекретарь США К. Хэлл писал: "С точки зрения США, выгоднее было не ссужать Англию долларами, а самим производить вооружение и поставлять его Англии, но не в качестве дара, а в обмен за "определенные статьи", получаемые от британской империи в дополнение к тем еще не использованным и не поврежденным военным материалам, которые подлежат возврату Соединенным Штатам".
Идея такой системы помощи странам, противостоящим нацистской Германии,в первую очередь Англии,- идея передачи вооружений и военных материалов взаймы на время опасности в обмен на определенные политические и экономические уступки, то есть идея ленд-лиза (от английских слов "lend" - давать взаймы, одалживать и "lease" - сдавать в аренду, внаем)-возникла в Вашингтоне в министерстве финансов осенью 1940 г. Юрисконсульты этого министерства Э. Фоли и О. Кокс обнаружили старый закон 1892 г., принятый при президенте К. Гаррисоне, согласно которому военный министр США, "когда по его усмотрению это будет в интересах государства, может сдавать в аренду на срок не более чем 5 лет собственность армии, если в ней не нуждается страна" .
Были известны и случаи применения этого закона. Фоли и Кокс использовали также некоторые положения акта Питтмэна 1940 г., уполномачивавшего американское правительство снабжать оружием латиноамериканские страны.
Соображения Фоли и Кокса, легшие впоследствии в основу
предварительного наброска билля о ленд-лизе, были всесторонне изучены и
одобрены президентом в первой половине декабря 1940 г., когда Рузвельт
путешествовал на крейсере "Тускалуза" по Карибскому морю, отдыхая после избирательной кампании.
Впервые публично свой план помощи Англии на основе ленд-лиза, Рузвельт изложил на пресс-конференции 17 декабря 1940 г. Президент заявил, что попытается избавиться от "символа доллара" в англо-американских отношениях, подчеркнув, что "во всей истории ни одна большая война никогда не была проиграна из-за денег". Чтобы его идея была понятнее, он рассказал корреспондентам следующую историю, которую американская историография считает прообразом ленд-лиза: "Представьте себе,- говорил президент,- что загорелся дом моего соседа, а у меня на расстоянии 400-500 футов от него есть садовый шланг. Если он сможет взять мой шланг и присоединить его к своему насосу, то я смогу ему помочь потушить пожар. Что же я делаю? Я не говорю ему перед этой операцией: "Сосед, этот шланг стоил мне 15 долларов, тебе нужно заплатить за него 15 долларов". Нет! Какая же сделка
совершается? Мне не нужны 15 долларов, мне нужно, чтобы он возвратил мойшланг после того, как закончится пожар".
В своем следующем выступлении ("беседе у камелька" 29 декабря 1940 г.) президент заявил, что "Соединенные Штаты должны стать великим арсеналом демократии", что означало готовность оказывать широкую материальную помощь противникам держав "оси". Наконец, 6 января 1941 г. в своем ежегодном послании конгрессу Рузвельт формально предложил идею "закона о помощи демократии", более известного как закон о ленд-лизе.
Первоначальный набросок билля о ленд-лизе был составлен Коксом. Он
неоднократно обсуждался и перерабатывался на совещаниях в различных
министерствах, был предметом консультаций с лидерами конгресса и
руководством обеих партий11. К тому моменту, когда проект-билля лег на стол президента, он был уже детищем не одного десятка людей.
10 января 1941 г. лидеры демократического большинства О. Баркли И Дж.
Маккормак внесли билль о ленд-лизе соответственно в сенат и палату
представителей. В последней он был зарегистрирован под номером HR-1776. Этому обстоятельству придавалось особое значение, ибо, оно напоминало о дате принятия декларации независимости США.
Что представлял из себя билль о ленд-лизе? Законопроект уполномочивал
президента США, когда тот сочтет необходимым, передавать взаймы или в аренду предметы обороны "правительству любой страны, оборону которой президент признает жизненно важной для безопасности Соединенных Штатов". Здесь же содержался перечень вооружения и военного снаряжения, которые скрывались под термином "предметы обороны". Законопроект упоминал и о тех льготах и "выгодах" (benefits), которые американское правительство сможет в будущем иметь от стран-получателей помощи по ленд-лизу. Согласно разделу 3(6) законопроекта, эти "выгоды" могли заключаться "в получении платежа или возмещении натурой, или в предоставлении собственности, или в любой другой
прямой или косвенной выгоде, которую президент признает
удовлетворительной".
Слушание законопроекта о ленд-лизе велось почти два месяца. По просьбе президента дебаты 15 января 1941 г. открыл госсекретарь К. Хэлл, который должен был курировать прохождение билля через конгресс13. Дебаты велись практически по всей стране, в конгресс были направлены тысячи писем, обращений, резолюций и телеграмм от различных организаций и частных лиц. По подсчетам "Нью-Йорк таймс" законопроект о ленд-лизе поддерживало свыше 27 млн. взрослых американцев, а против выступало не более 11 млн. По данным института Гэллапа за ленд-лиз высказывалось 70% членов демократической партии США и 61% республиканцев.
Несмотря на то, что законопроект поддерживала администрация,
большинство конгресса и общественное мнение страны, его обсуждение сопровождалось ожесточенной политической борьбой. В обеих палатах было предложено множество поправок. Одни из них имели очевидную антианглийскую направленность, другие дискриминировали СССР в общей программе помощи по ленд-лизу.
Говоря об СССР, следует иметь ввиду, что первоначальный проект билля включал в себя список стран, на которые могло быть распространено действие ленд-лиза. Советского Союза в этом перечне не было. От перечисления в тексте законопроекта стран-возможных получателей помощи по ленд-лизу отказались по рекомендация госсекретаря К. Хэлла буквально накануне внесения законопроекта в конгресс. Вопрос об оказании помощи СССР, в случае, если он окажется жертвой агрессии держав "оси", широко дискутировался еще до внесения билля в конгресс. Рузвельт, а также большинство сенаторов и конгрессменов, исходя из реального анализа международной обстановки, не
стремились к обострению отношений с СССР и желали сохранить за собой в будущем свободу действий.
30 января 1941 г. комиссия по иностранным делам палаты представителей одобрила лишь четыре поправки из девятнадцати внесенных. Эти поправки, как и две, принятые сенатом, были согласованы на межпартийной конференции в Белом доме. Согласно этим поправкам, конгресс получил право ограничивать срок действия президентских полномочий по ленд-лизу, была установлена периодичность отчетов президента конгрессу о ходе выполнения закона, были предусмотрены регулярные консультации президента с председателем комитета
начальников штабов, запрещалось конвоирование торговых судов военно-морским флотом-США и использование американских вооруженных сил за пределами Западного полушария. И, наконец, одной из важнейших была внесенная сенаторами Дж. Бирнсом и Г. Бердом и поддержанная Р. Тафтом поправка, сохранившая за конгрессом функции контроля за ассигнованиями по ленд-лизу.
8 февраля 1941 г. палата представителей американского конгресса
одобрила законопроект о ленд-лизе 260 голосами против 165. Дебаты в сенате проходили значительно упорнее, и билль был одобрен им лишь 8 марта 1941 г. 60 голосами против 3119. Лидеры оппозиции обеих палат конгресса, сенатор-республиканец А. Ванденберг и конгрессмен Дж. Мартин, составили после голосования совместное заявление о полной двухпартийной поддержке билля, который 11 марта 1941 г., после того, как под его текстом появились инициалы президента, стал законом Соединенных Штатов Америки.
В тот же день действие нового закона директивами президента было
распространено на Англию и Грецию. 27 марта конгресс санкционировал первое ассигнование по новому закону в размере 7 млрд. долл, большая часть которого пошла Англии.
Вся ответственность за выполнение программы ленд-лиза была возложена на Гарри Гопкинса, которого Рузвельт назначил своим "советником и помощником" по ленд-лизу, хотя первоначально предполагалось, что эта программа будет осуществляться специальным правительственным комитетом, состоящим из государственного секретаря, министра финансов, военного и морского министров с Г. Гопкинсом в роли ответственного секретаря. Президент, как указывает Р. Шервуд, наметил для Г. Гопкинса "роль "бухгалтера", регистрирующего различные сделки и следящего за балансом, но не имеющего полномочий распределять фонды".
Тем не1 менее Г. Гопкинс на протяжении всей войны играл главную роль в программе осуществления закона о ленд-лизе.
Орган, ответственный за проведение ленд-лиза в жизнь,- "Отдел сообщений об оборонительной помощи" (Division of Defense Aid Reports) при Управлении чрезвычайного производства - был создан 2 мая 1941 г. Это было просто агентство по управлению и координации иностранной помощи, ибо оно не имело фондов и не производило закупок. Последние осуществлялись различными министерствами и правительственными организациями: так, военное министерство закупало для поставок союзникам самолеты, танки и прочее военное снаряжение;
морское министерство - военные корабли, морскую авиацию, нефть; министерство сельского хозяйства - продовольствие и другие сельскохозяйственные продукты; министерство финансов - металлы, сырье и разнообразные промышленные изделия; комиссия судоходства военного времени - торговые суда и т. д..
Ответственным исполнителем этого отдела был назначен генерал-майор Дж. Н. Берне, бывший прежде представителем военного министерства в комитете связи при президенте. Новый орган долгое время не имел ни директора, ни председателя. Р. Шервуд полагает, что этим Рузвельт хотел сохранить контроль за собой или, скорее, за Г. Гопкинсом24, хотя имя последнего даже не фигурировало в списках сотрудников нового ведомства. Этот орган 28 октября 1941 г. был преобразован в Администрацию ленд-лиза, главой которой стал Э. Р. Стеттиниус-младший, бывший председатель правления директоров "Юнайтед стейтс стил корпорейшн" и вице-президент "Дженерал моторе".
Штат Администрации был укомплектован сотрудниками различных
министерств и учреждений, но никогда не превышал 600 человек, что было необычно мало по вашингтонским стандартам того времени. Генеральным адвокатом Администрации стал один из авторов билля о ленд-лизе О. Кокс, ответственным исполнителем - генерал-майор Дж.Н.Берне. Первоначально Администрация ленд-лиза не была обременена тяжелой работой. "Сам по себе ленд-лиз, - пишет Р. Шервуд,-не представлял чрезмерных трудностей. По сути дела это была одна из Побочных задач, вытекавших из основных проблем производства и перевозок. Было ассигновано 7 млрд. долларов, но оружие, которое нужно было покупать на эти деньги, сходило с конвейеров недостаточно быстро. С другой стороны, даже когда оружия было достаточно, не хватало судов для перевозки его через океан.
Конечно, предоставляя другим странам помощь по ленд-лизу, Соединенные Штаты заботились в первую очередь о своих собственных интересах, но не следует забывать и о том важном политическом эффекте, какой имел закон о ленд-лизе. Он явился дальнейшим отступлением "США от политики нейтралитета, новым шагом на пути создания союза держав, противостоящих агрессии стран "оси". И в процессе создания такого союза вопрос об отношениях с СССР играл важную роль.
Тенденция к сближению с СССР была, несомненно, связана с подготовкой
германской агрессии против Советского Союза. В Вашингтоне и Лондоне уже в январе 1941 г. имели копию "плана Барбаросса"-- директивы Гитлера No 21 от 18 декабря 1940 г. о нападении на СССР29. Уже начало подготовки
Германией нападения на СССР принесло облегчение для Англии, ибо оно
означало отказ от операции "Морской лев" и ослабление германской активности на Средиземном море и в Северной Африке. Английское правительство понимало, что Советский Союз в случае советско-германской войны отведет опасность от Британской империи. Естественным следствием этого было решение английской дипломатии оказать поддержку СССР в войне с Германией. За неделю до нападения Германии на СССР Черчилль обратился к Рузвельту со специальным посланием, в котором отмечал, что его страна) "окажет всю возможную помощь русским, исходя из того принципа, что враг, которого нужно разбить,-Гитлер".
Отношение американских руководящих кругов, особенно дипломатических, к предстоящему нападению Гитлера на Советский Союз, сформулированное в меморандуме" госдепартамента, было более сдержанным. Но Рузвельт, часто действовавший в обход своего дипломатического ведомства, счел необходимы поддержать решение британского кабинета. 20 июня 1941 г. посол США Джон Вайнант сообщил Черчиллю о решении Рузвельта публично поддержать любое заявление, которое может сделать премьер-министр, приветствуя Россию как союзника".
Таким образом, выступая вечером 22 июня 1941 г. по радио с
предложением оказать России и русскому народу всю ту помощь, какую мы
только сможем", Черчилль чувствовал за собой поддержку
заокеанского соседа. Рузвельт на пресс-конференции 24 июня 1941 г. также
заявил о готовности предоставить России всю возможную помощь.
Эти заявления положили начало сотрудничеству трех держав в войне против нацистской Германии.
Правительства Великобритании и США предприняли некоторые конкретные шаги по пути установления такого сотрудничества. Но проведение в жизнь большинства принятых решений шло крайне медленно, оставалось в значительной степени на бумаге. Объяснялось это прежде всего неверием в способность СССР противостоять агрессии. Рузвельт более трезво оценивал обстановку и одобрил инициативу Г. Гопкинса выехать в Москву, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией и выявить имеющиеся возможности и перспективы. В ходе переговоров 30-31 июля в Москве были обсуждены вопросы о потребностях СССР в союзнической помощи, путях ее доставки, созыве трехсторонней англо-американо-советской конференции36. Миссия Г. Гопкинса способствовала выяснению позиций сторон, стала даже, по мнению Р. Шервуда
"поворотным пунктом" в отношениях трех союзных держав в годы
войны. Однако при всей важности этого визита заметного улучшения все же не произошло.
В первые месяцы советско-германской войны поставки из США в СССР были очень невелики и производились за наличный расчет в соответствии с торговым соглашением, продленным в августе 1941 г. еще на год. Военная
помощь также была незначительной: так, в августе 1941 г. было получено
только 5 американских бомбардировщиков из 3 тыс. запрошенных, а из того же количества запрошенных истребителей, лишь 147 самолетов.
Рузвельту приходилось не раз самому вмешиваться в вопросы помощи Советскому Союзу. На заседании кабинета 1 августа он обвинил госдепартамент и военное министерство в задержке поставок и настаивал на их скорейшем предоставлении. В директиве, направленной на следующий день своему специальному помощнику по вопросам обороны У. Кою, Рузвельт потребовал ускоренной отправки военных материалов в СССР40. Но даже личное вмешательство президента не способствовало увеличению размеров и ускорению темпов американской помощи СССР.
Более успешно в этот период развивались советско-английские отношения. Стороны обменялись военными миссиями, уже 12 июля было подписано "Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии". Были приняты меры к удовлетворению некоторых неотложных потребностей Советского Союза, сделаны первые шаги по установлению военного сотрудничества: в июле 1941 г. в Архангельск был отправлен минный тральщик "Адвенчер" с различными материалами на борту, в начале сентября в Мурманск прибыли две эскадрильи истребителей "Харри-кейн" для взаимодействия и оказания помощи в обороне этого района. 16
августа 1941 г. было заключено англо-советское соглашение о товарообороте, кредите и клиринге, предусматривавшее увеличение английских поставок в СССР и предоставление кредита в 10 млн. ф. ст. из расчета 3% годовых сроком на 5 лет. По инициативе советского посла в Великобритании И. М. Майского, поднявшего этот вопрос перед британскими руководителями, английские поставки Советскому Союзу с 6 сентября 1941 г. стали проводиться на условиях ленд-лиза43. Однако и в Англии, как и в США, медлили с претворением в жизнь заключенных соглашений.
Проблемы англо-американской помощи СССР рассматривались и в ходе Атлантической конференции между Рузвельтом и Черчиллем, состоявшейся 9-12 августа на острове Ньюфаундленд. Увеличение поставок СССР Соединенные Штаты обуславливали соответствующим сокращением поставок Англии. Британский премьер не без борьбы был вынужден пойти на это44. Тогда же было согласовано решение о проведении в Москве трехсторонней конференции для "Обсуждения вопросов, связанных со взаимной помощью, и определения
"политики, рассчитанной на более длительное время".
30 августа 1941 г., после возвращения с Атлантической конференции, Рузвельт в директиве военному министру Стимсону потребовал составить рекомендации по вопросу о распределении вооружения между США, Англией и Советским Союзом на период до 30 июня 1942 г. "Я считаю вопросом первостепенной важности для американской безопасности, - писал президент военному министру, -чтобы России была обеспечена вся возможная помощь вооружением и притом не только немедленно, но и на весь тот период, когда она будет успешно вести борьбу с фашистскими державами. Я полагаю, что существенные и обширные обязательства такого рода должны быть даны России Англией и Соединенными Штатами на предполагаемой конференции"4". Накануне Московской конференции в Лондоне прошло совещание американской и английской делегаций.
Наибольшие разногласия возникли по вопросу планирования поставок
Советскому Союзу. С самого начала было ясно, что помощь СССР приведет к сокращению американских поставок Англии. Британский кабинет в принципе был согласен на это, но, как пишут авторы официальной английской истории второй мировой войны Дж. Батлер и Дж. Гуайер, "было очевидно, что требования русских будут существенными и настойчивыми, и имелась опасность того, что американские руководители попытаются удовлетворить их за наш счет... Было важно разъяснить американской делегации, что те материалы, которые она собирается предложить России, не следует изымать из уже обещанного нам". И далее: "...недостаток морского тоннажа и другие трудности с транспортировкой в любом случае ограничивают объем поставок в Россию вплоть до июля следующего года. Исходя из этого было бы целесообразно не скупиться на обещания русским, зная, что их выполнение на практике ограничено..." Наибольшие споры вызвало уменьшение квот поставок из США в Англию в связи с потребностями Советского Союза48. Но почти по всем пунктам повестки дня совещания англичане были вынуждены уступить США. В итоге была согласована программа ежемесячных англо-американских поставок Советскому Союзу на период с октября 1941 г. По июнь 1942 г. Эти поставки должны были осуществляться почти полностью за счет британской продукции, а также за счет продукции, которая будет предоставлена Англии в качестве ее собственных закупок или согласно закону о ленд-лизе. Об этом Черчилль сообщил славе советского правительства 21 сентября 1941 г., обещая в дальнейшем увеличить объем поставок.
Практически одновременно английской миссии в Москве была направлена директива премьера, согласно которой на конференции в Москве советскому правительству должна быть дана твердая гарантия того, что англо-американские поставки в период с 1 июля 1942 г. по 30 июня 1943 г. будут увеличены, но Черчилль рекомендовал "не связывать себя конкретными обязательствами, основанными на оптимистических прогнозах англо-американского производства".
Московская трехсторонняя конференция открылась 29 сентября 1941 г. и
продолжалась по 1 октября. Делегацию США возглавлял У. Аверелл Гарриман, Великобритании - министр снабжения лорд Би-вербрук. С советской стороны в переговорах участвовали И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов, А. И. Микоян и другие руководители. Переговоры проходили достаточно успешно, запросы советской делегации свидетельствовали о решимости вести продолжительную войну. 1 октября 1941 г. была достигнута договоренность по всем обсуждавшимся вопросам и подписано соглашение о взаимных поставках, известное как Первый (Московский) Протокол. Он содержал перечень свыше 70 основных видов поставок (вооружение, военные материалы, сырье) и более 80 предметов медицинского снаряжения, всего свыше полутора миллионов тонн.
Протокол устанавливал обязательства США и Англии поставить Советскому Союзу с 10 октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. включительно 400 самолетов (100 бомбардировщиков и 300 истребителей), 500 танков, 200 противотанковых ружей, 2 тыс. т. алюминия,1 тыс.т броневых листов для танков, 7 тыс. т. свинца, 1,5 тыс. т. олова, 300 т. молибдена, 1250 т. Толуола и некоторые другие виды сырья, вооружения и военных материалов, а также поставить в течение года 152 зенитных и 756 противотанковых орудий.
В свою очередь Советский Союз обязался поставлять в США. и Англию
некоторые виды стратегического сырья, а также предметы традиционного русского экспорта. Решение вопроса о некоторых, поставках в СССР (например, грузовых автомашин, высококачественной стали, станков, машинного оборудования и т. п.) было отложено, союзники оставили также за собой право изменения некоторых пунктов соглашения в случае изменения военной обстановки. В преамбуле Московского Протокола было заявлено о желании Англии и США помочь СССР в доставке грузов, но это не было зафиксировано как обязательство.
Представителем Администрации ленд-лиза в Москве по просьбе Г. Гопкинса был назначен бывший военный атташе США в СССР полковник (вскоре бригадный генерал) Ф. Феймонвилл. Участники закончившейся конференции отмечали умеренность советских требований, что способствовало достижению быстрой договоренности. Но далеко не все нужды СССР могли быть удовлетворены этим соглашением. В послании к Черчиллю 3 октября 1941 г. Сталин выразил уверенность в том, что союзники "сделают все возможное, чтобы в будущем увеличить квоты (поставок - В. П.), а также, чтобы уже теперь при малейшей возможности ускорить намеченные поставки..."..
На совещании в Москве не был решен, пожалуй, самый основной вопрос - о финансировании американских поставок, ибо поставки из Англии с 6 сентября 1941 г. осуществлялись на основе ленд-лиза. Американские поставки продолжали оплачиваться либо наличными, либо за счет предоставленных кредитов. Всего до 7 ноября 1941 г., когда на СССР было
распространено действие закона о ленд-лизе, США предоставили Советскому Союзу 40 млн. долл. в счет поставок золота и 50 млн. долл. в счет закупок стратегического сырья.
Вопрос о распространении действия закона о ленд-лизе на СССР был поднят Рузвельтом только в конце октября 1941 г. по завершении в конгрессе дебатов о втором ассигновании на осуществление этого закона60. В послании Сталину Рузвельт сообщил, что он одобрил Московский Протокол и отдал распоряжение об осуществлении поставок на основе ленд-лиза на сумму до 1 млрд. долл. на условиях беспроцентного займа с выплатой платежей через 5 лет после войны в течение десятилетнего срока. Одновременно президент просил продать "те товары и сырье..., в которых могут нуждаться Соединенные Штаты".
В ответном послании решение Рузвельта было расценено "как исключительно серьезная поддержка Советского Союза в его громадной - трудной борьбе..." и была выражена готовность удовлетворить встречные запросы.
7 ноября 1941 г. Рузвельт в директиве главе Администрации ленд-лиза Э.
Р. Стеттиниусу сообщил о том, что он признал оборону Советского Союза
Жизненно важной для обороны США63. С этого дня американские
поставки в СССР стали производиться на основании закона о ленд-лизе.
Официально решение президента было зафиксировано в "Соглашении о принципах, применяемых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии", подписанном 11 июня 1942 г. во время визита В. М. Молотова в Вашингтон. Это соглашение было аналогичным тем, которые США заключали со странами - получателями помощи по ленд-лизу.
Поставки должны были соответствовать квотам, установленным Московским и Последующими - Вашингтонским (6.Х.1942 г.), Лондонским (19.Х. 1943 г.) и Оттавским (17.IV.1945 г.) - протоколами65, но эти квоты не всегда выполнялись. По официальным американским данным, СССР до конца 1941 г. было предоставлено 360 778 т. ленд-лизовских грузов стоимостью в 545 тыс. долл. при общей сумме американских поставок в этом году в 741 млн. долл. Выступая в марте 1943 г. с отчетом за два года действия программы ленд-лиза, Э. Р. Стеттиниус констатировал, что "большая часть вооружения, которым пользовалась Красная Армия для того, чтобы сдержать, а затем и отбросить гитлеровскую армию, была произведена на советских заводах". К аналогичным выводам в начале 1945 г. пришло и министерство торговли США, издав брошюру под красноречивым названием "Ленд-лиз. Факт и вымысел.
Одним из главных препятствий осуществления регулярных поставок
Советскому Союзу была их транспортировка. Соглашение, достигнутое на Московской конференции, гласило, что поставки обеспечиваются "в британских и американских центрах производства" и Советский Союз несет ответственность за их погрузку на свои суда и доставку. Ввиду того, что СССР не имел достаточного количества грузовых судов для выполнения этой задачи, союзники дали на конференции обязательство помочь в перевозках поставленных грузов. Английские и американские суда, занятые перевозкой поставок в СССР, вскоре составили три четверти всего тоннажа, участвовавшего в этих перевозках69.
Существовало три основных маршрута доставки ленд-лизовских грузов в СССР: северный, тихоокеанский и транс-иранский. Основным на протяжении всей войны оставался самый короткий, но вместе с тем и самый рискованный северный маршрут, проходивший из английских, (преимущественно шотландских) и исландских портов в Архангельск и незамерзающий Мурманск. Весь путь до советских портов протяженностью в 2 тыс. миль караван судов проходил за 10 - 12 дней", двигаясь по узкой трассе шириной до 200 миль.
Первые конвои, пришедшие в СССР в 1941 г., разгружались в Архангельске или Молотовске (Северодвинске), так как Мурманская Железная дорога была перехвачена немецкими войсками. В начале 1942 г. с введением в строй железнодорожной ветки Беломорск-Обозерская основным пунктом разгрузки конвоев стал Мурманск. Конвои, шедшие в СССР, до конца 1942 г. обозначались индексом "PQ", а выходившие из советских северных портов "QP". Затем, вплоть до конца войны, эти конвои имели соответственно индексы "JW" и "RA" и носили порядковые номера, начиная с 51. В 1941 г. этим маршрутом прошло 7 конвоев, от пробного "Дервиш" до "PQ-6". Все они не имели потерь. После провала блицкрига и наступления на Москву германское командование осознало значение северного маршрута как важнейшей коммуникации, связывавшей СССР с его союзниками. На Север были переброшены крупные соединения флота и авиации, и с весны 1942 г. началась планомерная война с союзными конвоями.
Рост числа потерь, в том числе и широко известный разгром конвоя "PQ-17", стал причиной неоднократного прекращения движения конвоев в 1942--1943 гг. Но если в 1942 г., который К. Типпельскирх назвал кульминацией успехов германского флота в северных морях, СССР
получил от союзников по этому маршруту 764 337 т различных грузов, то в 1943 г. лишь 245 097 т, то есть меньше 1/3 поставок 1942 г.. Ссылки
на рост потерь в 1943 г., приводимые британской стороной в свое оправдание, были малоубедительными, так как, даже по мнению автора многотомной истории военно-морского флота США во второй мировой войне С. Морисона, "в этот период конвой, направлявшийся в Мурманск, мог пройти туда без особых затруднений".
За зиму 1943--1944 гг. в советские северные порты прибыло 8 конвоев в
составе 191 транспорта, из которых было потеряно всего 3 судна. В обратный путь также вышло 8 конвоев, потерявших лишь 2 судна из 200. Но, несмотря на столь незначительные потери, союзники с апреля 1944 г. Вновь прекратили движение конвоев вплоть до наступления полярной ночи. С августа 1944 г. по май 1945 г. по северному маршруту прошло 250 судов в 9 конвоях, потеряв только 2 судна. Из 236 судов, вышедших в тот же период из советских северных портов, в 9 конвоях в английские порты прибыло 230 судов.
Всего, по данным госдепартамента США, по северному маршруту за годы войны было отправлено 3 964 231 т грузов, из числа которых
фактически прибыло 3 700 000 т. 2 700 000 т. из США, остальные из
Англии78. С учетом грузов, прибывших за годы войны в арктические порты, где иногда разгружались суда, шедшие из США через Северный морской путь, общее количество доставленных в советские северные порты грузов составило почти 4,5 млн. т., или примерно 25% от общего количества грузов, доставленных в СССР по всем маршрутам.
Данные об общем числе северных конвоев, находившихся в их составе транспортах и потерях, приводимые в советских и британских исследованиях, практически идентичны. В 1941--1945 гг., по английским сведениям, в северные порты СССР было направлено 40 конвоев "RQ-JW" в составе 811 судов, из которых прибыло 720, погибло при переходе 58 и 33 вернулось в порты отправления. "Советская военная энциклопедия" сообщает об аналогичном числе погибших и вернувшихся судов, но считает, что было отправлено 42 конвоя общей численностью 813 судов. Применительно к конвоям "QP-RA", вышедшим из СССР в порты Великобритании и Исландии, эти цифры выглядят следующим
образом. По данным британских исследователей, в составе 35 конвоев
находилось 715 судов, из которых в порты назначения прибыло 680, погибло на переходе 29 и 8 вернулось. Авторы "Советской военной энциклопедии" пишут о 36 конвоях общей численностью 717 судов, из которых погибло 27 и 7 вернулось обратно.
Анализируя эти цифры, следует иметь в виду, что больше половины судов, направлявшихся в СССР и из советских портов в составе северных конвоев, пришлось на период 1943--1945 гг., когда германский флот и авиация уже не могли оказывать им активного противодействия. Подавляющая часть потерь пришлась на лето-осень 1942 г., когда только в составе конвоев "PQ-17", "PQ-18" и "QP-12", %"QP-13", "QP-14" погибло соответственно 37 и 22 судна.
Северные конвои вписали яркую и героическую страницу в историю второй мировой войны, в боевое содружество СССР, США и Великобритании.

http://lib.ru/MEMUARY/1939-1945/FLOT/severnye_konvoi.txt


 
  
 

Лондон отказал своим ветеранам в российских медалях

Министерство иностранных дел Великобритании официально отказало России в праве наградить британских ветеранов Второй мировой войны российскими медалями, сообщает РИА Новости.
Согласно местным законам, британские подданные не имеют права принимать награды от других государств без одобрения своего правительства. Поэтому Москва направила в адрес британских властей 813 писем с описанием заслуг соответствующего числа ветеранов перед Россией.

Кроме того, британскому МИДу предоставили информацию о деятельности этих ветеранов за последние пять лет, включая их участие в различных мероприятиях на местном, национальном и международном уровне.

Однако Лондон счел, что предоставленные документы не содержат информации о заслугах этих людей перед РФ за последние пять лет, поэтому награждение было признано нецелесообразным. На этот ответ в российском посольстве отреагировали следующим образом: "Сложно себе представить, чтобы люди в возрасте 80-90 лет совершили что-то подобное тому, что они сделали во время войны 70 лет назад".

Российская сторона также выразила "глубокое разочарование" решением Лондона. Дипломаты, однако, отметили, что "это нисколько не уменьшает нашей благодарности тем, кто участвовал в общих усилиях по борьбе с нацизмом".

Решение о награждении иностранных участников "северных конвоев" медалями Ушакова было принято в годовщину победы в Великой Отечественной войне в мае 2012 года. Российское правительство решило так отметить службу военных моряков, с риском для жизни доставлявших в воюющий СССР различные грузы по ленд-лизу.

Ранее британское правительство не раз заявляло, что считает подобное награждение недопустимым.

10.10.2012

http://www.vesti.ru/only_video.html?vid=453455


Британскому ветерану не дали получить российскую медаль
 
  
 

Фред Хенли гордится своим участием в арктических конвоях в годы Второй мировой
Ветеран Второй мировой войны, житель города Клактон в графстве Эссекс Фред Хенли должен был получить государственную награду России - медаль Ушакова. Однако награда была отозвана после того, как в дело вмешались британские власти.
Чиновники заявили, что эта награда противоречит британским правилам получения государственных наград иностранных государств.
Ветеран назвал действия британских властей оскорбительными.
Фред Хенли участвовал в арктических конвоях, которые по программе ленд-лиза доставляли морским путем стратегические грузы в СССР в разгар Второй мировой войны.

Не положено

Вспоминая об этих конвоях, Хенли рассказывает, что ходить за Арктическим кругом было крайне опасно. Корабли подвергались регулярным налетам немецких бомбардировщиков, за ними охотились подводные лодки. Огромную проблему представляли айсберги.
В прошлом году Хенли получил письмо от посольства России в Лондоне, где говорилось, что за проявленное мужество его награждают медалью Ушакова. Через несколько недель он получил еще одно письмо от посольства, где указывалось, что награждению воспрепятствовали британские власти.
Хенли рассердился. "Я считаю это оскорбительным", - возмутился ветеран.
"Когда было сделано это исключение, было объявлено, что других исключений не будет. Русские должны знать правила"
МИД Британии
Российскому посольству потребовалось сделать запрос в министерство иностранных дел Великобритании с целью получить разрешение на награждение Хенли. Но разрешение так и не было получено.
В письме к ветерану посольство России сообщило, что глубоко сожалеет о том, что не может передать награду из-за "британской канцелярщины".
"Мы надеемся, что британские власти пересмотрят эту бюрократическую формальность и свою позицию", - говорится в заявлении российской дипмиссии.
Как объяснил в ответ МИД Британии, согласно действующим в стране правилам принятия наград иностранных государств, для того, чтобы получить разрешение на вручение награды, необходимо, чтобы награждаемый оказал конкретную услугу иностранному государству в течение последних пяти лет.
"Кроме того, разрешение не может быть выдано, если за те же достижения ему была или должны быть вручена британская награда. Все британские ветераны арктических конвоев были удостоены медали Атлантическая звезда", - сообщил Форин-офис.
Американские участники конвоев и ветераны из стран Содружества получили медали Ушакова без каких-либо возражений со стороны своих правительств, но никто из британских граждан не смог получить награду.

"Русские должны знать правила"
Еще одному участнику арктических конвоев Сирилу Бэнксу, жителю графства Хартфордшир, также сообщили, что он получит медаль Ушакова. Но и ему получить награду не удалось.
 
  
 

У Хенли есть медали за боевые заслуги в кампаниях в Северной Африке и Италии
Однако в 2012 году его наградили и французским орденом Почетного легиона за работу сапером в Норвегии почти 70 лет назад. Франции было разрешено вручить свою награду, а России - нет.
В Форин-офисе по этому поводу сообщили: "Когда было сделано это исключение, было объявлено, что других исключений не будет. Русские должны знать правила".
В апреле 2012 года премьер-министр Кэмерон попросил одного из высокопоставленных дипломатов, сэра Джона Холмса, пересмотреть политику в отношении военных наград, поскольку правила не всегда жестко соблюдаются .
Холмс, в свою очередь, дал поручение по-новому взглянуть на политику в отношении наград иностранных государств.

http://www.bbc.co.uk/russian/international/2013/01/130114_britain_veteran_rus_award.shtml

Арктический конвой: из Британии в Россию 70 лет спустя
Стив Розенберг
Арктические конвои в СССР: как это было
 
  
 

31 августа в Архангельске отмечают юбилей прибытия первого арктического конвоя в СССР.
В центре Архангельска стоит примечательный памятник - британский танк Mark V, появившийся здесь сразу после Октябрьской революции.
Многие в городе воспринимают его как символ иностранной агрессии и западной интервенции. Танк был отбит у британцев, когда они высадились на севере России, чтобы принять участие в борьбе с большевиками.
Чуть более чем через 20 лет британские танки вновь появились в Архангельске. На этот раз, впрочем, русские были им рады.
Танки - наряду с истребителями, топливом, боеприпасами, нефтепродуктами и продовольствием - были в числе жизненно необходимых Советам изделий и сырья, поставляемых западными союзниками.
Советский Союз боролся с вторжением войск нацистской Германии, и эти поставки помогали Красной Армии в ее борьбе.
Но чтобы переправить товары на север России, караванам судов и военных кораблей надо было проделать нелегкий путь из Соединенного Королевства через ледяные воды Северного Ледовитого океана. Уинстон Черчилль однажды сказал, что это было "самое опасное путешествие в мире".
"Немцы испробовали все уловки", - вспоминает 86-летний Дэвид Коттрелл из Бристоля, артиллерист с эсминца ВМС Британии, сопровождавшего арктический конвой.
"Я помню, как корабли приходили сюда, помятые, обледенелые. Они нам так помогли. Главное, что Россия и союзники работали вместе"
Борис Григорьевич,
российский ветеран
"Немцы использовали подводные лодки, а также множество самолетов. Так что, нас атаковали сверху и снизу, - рассказывает Коттрелл. - Время от времени на перехват конвоя выходили из Норвегии немецкие эсминцы. В мое второе плавание с конвоем в наш корабль чуть не угодила торпеда. Она попала в соседнее судно и затопила его".
Еще одним врагом арктических конвоиров была плохая погода: плотные туманы, дрейфующие ледники и бушующие штормы.
За три с половиной года арктические конвои переправили более четырех миллионов тонн изделий и сырья в Советский Союз. Более ста судов были потоплены; при этом погибли 3000 моряков.

"Так много друзей"

По случаю 70-й годовщины прибытия в СССР первого конвоя - операция под кодовым названием "Дервиш" [31 августа 1941 года] - группа британских ветеранов посетила Архангельск.
На церемонии, прошедшей на берегу Двины, я стал свидетелем того, как британские и русские ветераны обнимались и фотографировались вместе.
В знак благодарности за помощь союзников, оказанную их стране в годы войны, местные школьники подарили британским гостям красные гвоздики.
Русский мальчик с потрясающим голосом исполнил волнующую песню об опасностях, которые подстерегают морские военные конвои.
"Когда я покинул Россию в возрасте 17 лет после моего последнего плавания в конвоях, я и подумать не мог, что когда мне будет 85 лет, я сюда вернусь", - говорит кавалер Ордена Британской империи Гордон Лонг, служивший в торговом флоте.
"Нам устроили такой замечательный прием. У нас так много друзей здесь", - радуется Лонг.
Среди друзей, о которых он говорит, ветеран войны Борис Григорьевич.
 
  
 

86-летний британец Дэвид Коттрелл называет арктические конвои лучшим временем в своей жизни
"Я помню, как корабли приходили сюда, помятые, обледенелые. Они нам так помогли. Главное, что Россия и союзники работали вместе", - замечает он.
Однако, помимо дружбы, в те далекие годы между русскими и британцами была и изрядная доля недоверия.
Некоторых русских женщин, влюбившихся в британских моряков, позже арестовали и отправили в трудовые лагеря: они пали жертвами сталинской параноидальной подозрительности.
Больше того: штаб-квартира капитана Монда, главы британской военной миссии в Архангельске, как сообщалось потом, прослушивалась спецслужбами.
Но ветеран Дэвид Коттрелл не жалеет, что участвовал в тех операциях.
"Когда мы были в плавании, сопровождая конвои, нам казалось все это настоящим адом", - признает он.
"Оглядываясь назад, я думаю, это было лучшее время в моей жизни. Мой сын говорит, что мне нужно записать свои воспоминания. "На твоих глазах творилась история, - говорит он мне. - Когда ты уйдешь, все это уйдет вместе с тобой".

http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2011/08/110831_arctic_convoy_veterans.shtml